17 марта 2016 года Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации приняла во втором чтении Законопроект № 890123-6.
Согласно данному законопроекты предлагается увеличить размеры штрафных санкций, предусмотренных в ст. 15.11 (Грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности) в пределах от пяти до десяти тыс. рублей. За повторное совершение правонарушения предусмотренного указанной статьей устанавливается мера административного наказания в виде штрафа в размере от десяти до двадцати тыс. рублей или дисквалификации на срок от одного года до трех лет.
Полное текст предлагаемых изменений, а также пояснительная записка приведены ниже:
Внести в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях следующие изменения:
- часть 1 статьи 4.5 после слов «регулирующих бюджетные правоотношения,» дополнить словами «законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете»;
- статью 15.11 изложить в следующей редакции:
«Статья 15.11. Грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности:
- Грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
- Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.
П р и м е ч а н и я:
- Под грубым нарушением требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности, понимается:
- занижение сумм налогов и сборов не менее чем на 10 процентов вследствие искажения данных бухгалтерского учета;
- искажение любого показателя бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, не менее чем на 10 процентов;
- регистрация не имевшего места факта хозяйственной жизни либо мнимого или притворного объекта бухгалтерского учета в регистрах бухгалтерского учета;
- ведение счетов бухгалтерского учета вне применяемых регистров бухгалтерского учета;
- составление бухгалтерской (финансовой) отчетности не на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета;
- отсутствие у экономического субъекта первичных учетных документов, и (или) регистров бухгалтерского учета, и (или) бухгалтерской (финансовой) отчетности, и (или) аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности (в случае, если проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности является обязательным) в течение установленных сроков хранения таких документов.
- Должностные лица освобождаются от административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, в следующих случаях:
- представление уточненной налоговой декларации (расчета) и уплата на основании такой налоговой декларации (расчета) неуплаченной суммы налога (сбора) вследствие искажения данных бухгалтерского учета, а также уплата соответствующих пеней с соблюдением условий, предусмотренных статьей 81 Налогового кодекса Российской Федерации;
- исправление ошибки в установленном порядке (включая представление пересмотренной бухгалтерской (финансовой) отчетности) до утверждения бухгалтерской (финансовой) отчетности в установленном законодательством Российской Федерации порядке.»;
- пункт 4 части 11 статьи 29.9 после цифр «14.32,» дополнить цифрами «15.11,».
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Проект федерального закона «О внесении изменений в статьи 4.5 и 15.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее — законопроект) подготовлен в целях совершенствования административного законодательства Российской Федерации в части установления ответственности за грубое нарушение требований к ведению бухгалтерского учета.
Законопроектом предлагается увеличить размеры штрафных санкций, предусмотрев их в пределах от пяти до десяти тыс. рублей. Эти суммы определены на основании установленных статей 15.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП) штрафных санкций, пересчитанных с учетом инфляции за период с 2002 по 2014 годы. За повторное совершение административного правонарушения установлены меры административного наказания в виде штрафа в размере от десяти до двадцати тыс. рублей или дисквалификации на срок от одного года до трех лет.
Одновременно законопроектом дополняется состав административного правонарушения действиями, которые запрещены законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете (регистрация не имевших место фактов хозяйственной жизни, мнимых и притворных объектов бухгалтерского учета в регистрах бухгалтерского учета; ведение счетов бухгалтерского учета вне применяемых регистров бухгалтерского учета; составление бухгалтерской отчетности не на основе данных регистров бухгалтерского учета и другие). При этом понятие «мнимые и притворные объекты бухгалтерского учета» содержится в Федеральном законе «О бухгалтерском учете».
Кроме того, законопроект устанавливает ответственность за отсутствие документов бухгалтерского учета, подлежащих хранению в соответствии с требованиями указанного Федерального закона.
С учетом периодичности проведения контрольных мероприятий органами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 15.11 КоАП, законопроектом вносятся изменения в статью 4.5 КоАП в части установления срока давности за привлечение к административной ответственности за нарушение законодательства о бухгалтерском учете Российской Федерации, равного двум годам со дня совершения административного правонарушения.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации. Он обеспечивает выполнение международных обязательств Российской Федерации как участника международных актов по противодействию коррупции, в частности, Конвенции Организации экономического сотрудничества и развития по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок от 21 ноября 1997 г., к которой Российская Федерация присоединилась в соответствии с Федеральным законом от 1 февраля 2012 г. № 3-ФЗ.
Реализация законопроекта не приведет к избыточному ограничению прав и интересов привлекаемых к административной ответственности должностных лиц. Это обусловлено тем, что законопроект содержит нормы, позволяющие индивидуализировать административное наказание в соответствии с общими принципами назначения административного наказания, а также сохраняет положения действующей редакции статьи 15.11 КоАП в части освобождения должностных лиц от административной ответственности в случае представления в установленном порядке уточненной налоговой декларации и исправления в установленном порядке ошибки в бухгалтерском учете.
Законопроект направлен на повышение эффективности пресечения грубого нарушения требований к ведению бухгалтерского учета и составлению бухгалтерской (финансовой) отчетности, обеспечение реализации прав граждан, организаций, государства на получение надежной и достоверной информации в сфере экономической деятельности.