Подарочные карты и налоги

Выручка в бухгалтерском учёте – по МСФО, а в налоговом учёте – в полном объёме!

В современном предпринимательском обороте использование различных программ лояльности покупателей, например, предоставление дисконтных карт на будущие покупки — является привычном и распространенным делом. Однако вопрос, какие нормы права — отечественные или международные — применять, остается не до конца разрешенным.

Казалось бы очевидно, что применение норм МСФО (международные стандарты финансовой отчетности) является приоритетным по отношению к нормам отечественного налогового и бухгалтерского права. Однако, мы считаем, что маркетологи и бухгалтеры должны руководствоваться для целей налогообложения не нормами МСФО, а исключительно нормами НК РФ, которые позволяют:

  • во-первых, гибко регулировать конкретный размер продажных цен (в разумных и обоснованных пределах), применять различные скидки (пп. 19.1 п. 1 ст. 265 НК РФ) в соответствии с ценовой политикой (см., в частности, приказ Минэкономики России от 01.10.1997 г. № 118);
  • во-вторых, в российских обычаях (ст. 5 ГК РФ) сложилась практика, когда выпускаемые торговыми организациями различные дисконтные карты дают право на получение скидок именно на будущие продажи (в зависимости от накопленных сумм покупок, активности покупателей и т.п.), но при этом никак не влияют на сумму первоначальной покупки.

В международном праве, в частности МСФО, предусмотрено, что часть поступивших денег за реализованный товар представляет собой доход будущего периода, который будет учтён при реализации впоследствии этому покупателю другого товара — данные особенности установлены в следующих документах:

  • Международный Стандарт Финансовой Отчетности (IFRS) 15 «Выручка по договорам с покупателями» (приложение № 5 к приказу Минфина России от 27.06.2016 г. № 98н).
  • Разъяснение КРМФО (IFRIC) 13 «Программы Лояльности Покупателей» (приложение № 50 к приказу Минфина России от 28.12.2015 г. № 217н) – для тех организаций, которые не применяют вышеназванный МСФО 15;

К несчастью, анализ указанных международных актов показывает, что их положения в части правил ведения бухгалтерского учёта, направленных на формирование лояльности покупателей, никак не корреспондируются с нормами главы 25 НК РФ по признанию выручки.

Обстоятельства подобного налогового спора содержатся в постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 13.09.2016 г. № 09АП-37756/2016 по делу № А40-789/16, которое оставлено в силе постановлением АС Московского округа от 21.12.2016 г. с констатацией занижения выручки для целей налогообложения на номинал «подарочных карт», которые зачислялись в доход будущего периода – для формирования источника для выдачи покупателям «подарочного» («акционного») товара.

Всё это говорит о том, что российские предприниматели должны, в первую очередь, руководствовать нормами отечественного права, а не пытаться механически переносить иностранные бизнес-технологии, без учёта всех российских налоговых реалий. В противном случае такое бездумное заимствование может привести к доначислению налогов, штрафов и пени!

Подарочные карты и налоги

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх