Новая статья в Налоговый кодекс: плюсы и минусы. Статья 54.1 НК РФ. Новое в налоговом администрировании системный анализ изменений, тенденций и сложных ситуаций (советы практика)

Необходимо срочно посоветоваться со специалистом!!!

До нового года переформатировать свой бизнес с учетом новой статьи 54.1 НК РФ.

 

Федеральный закон РФ от 18 июля 2017 г. № 163-ФЗ: кардинальные изменения с 19 августа 2017 года в технологии налоговых проверок (статья 541 НК РФ о пределах осуществления прав налогоплательщиками):

— выявление искажений сведений о фактах хозяйственной жизни и об объектах налогообложения (что такое «искажение»?);

— установление деловой цели и реальности всех операций (что такое «деловая цель» и как доказать «реальность»?);

— при этом не может являться самостоятельной претензией   подписание первичных документов неустановленными лицами или неуплата налогов контрагентом.

— толкование  Закона № 163-ФЗ в письме ФНС от 16 августа 2017 г. № СА-4-7/16152@;

— отменяется ли Постановление Пленума ВАС РФ  от 12 октября 2006 г. № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды»?

 

  1. Что необходимо делать:

— формулировать деловую  цель всех  хозяйственных операций и сделок;

—  собирать доказательства реальности хозяйственных операций и сделок;

— однозначно квалифицировать сделки и хозяйственные операции;

— устанавливать взаимозависимость участников сделок и её влияние на результаты сделок;

— проверять договорные цены на соответствие рыночным ценам;

— устанавливать критерии выбора контрагентов.

Директора вызвали на допрос?      Поможем советом!!

Директора вызвали на допрос? Поможем советом!!

Наверное все почувствовали, что осенью 2017 года  налоговый орган усилил давление на налогоплательщиков и  в массовом порядке начал рассылать вызовы руководителей на допросы и на комиссии  по легализации налоговой базы. Это тоже последствия принятия Статьи 54.1 , которая позволяет налоговым органам проверять должную осмотрительность и осторожность в таком регламенте – вызове руководителя.

Регламент камеральный и выездных налоговых проверок регламентирован в НК РФ и содержатся сроки для проведения каждого мероприятия, но для ускорения введена еще одна процедура выявления различных нарушений в сфере налогов. Здесь нет ни Акта, ни Возражение на Акт, ни Решения, ни суда – ничего.

Просто вас вызвали и сказали:

«Или вы платите, то что мы вам насчитали или выездная проверка идет к вам!!!»»

Письмо, приведенное ниже даже для этой процедуры предусматривает определенный регламент и сроки. Должно быть собрано и представлено Досье на налогоплательщика, должно быть сформировано Информационное письмо и выслано в адрес налогоплательщика заблаговременно (за месяц), должны четко указываться недостатки и пути их устранения.

На практике все происходит в 1-3 дня, просто вызывается руководитель на допрос и сразу на комиссию и предлагается сдать уточненную декларацию по НДС.

Чтобы быть заранее готовым к такому повороту событий, мы информируем своих клиентов о порядке такого мероприятия и сроках проведения данного мероприятия налогового контроля.

В случае вызова руководителя на Допрос или сразу на комиссию необходимо четко понимать, что нужно брать с собой, что предоставлять налоговому органу, что требовать от членов комиссии , и что можно делать после получения Протокола. Руководителю необходимо посоветоваться с бухгалтером:

 — были у вас в период льготы —       возьмите все документы, подтверждающие данные льготы

если у вас было небольшой НДС к уплате по периоду – поговорите и сформулируйте причину, которую вы озвучите в налоговой;

если среди вычетов по периоду есть фирмы ненадежные – постарайтесь максимально предоставить в налоговой все данные по этим компаниям.

— если вы не готовы в разговору – выдайте доверенность специальному представителю, не рискуйте.

 

<Письмо> ФНС России от 25.07.2017 N ЕД-4-15/14490@ «О работе комиссии по легализации налоговой базы и базы по страховым взносам»

ПОДГОТОВКА К ПРОВЕДЕНИЮ ЗАСЕДАНИЯ КОМИССИИ

С целью побуждения налогоплательщика, налогового агента, плательщика страховых взносов (руководителя, собственника, ИП) к самостоятельному анализу результатов коммерческой деятельности, выявлению причин низкой налоговой нагрузки, высокого удельного веса профессиональных вычетов, занижения базы по страховым взносам, низкой заработной платы, погашению задолженности по НДФЛ и страховым взносам, а также в целях исправления ошибок (искажений) налоговой отчетности налогоплательщику (налоговому агенту, плательщику СВ) направляется информационное письмо по форме, рекомендованной в Приложении N 8 к настоящему письму.(приложено)

В указанном информационном письме отражаются факты, отклонения, противоречия и иные вопросы, выявленные в ходе подготовки к заседанию комиссии, ответы на которые планируется получить в ходе рассмотрения деятельности налогоплательщика (налогового агента, плательщика страховых взносов). В информационном письме необходимо предложить уточнить налоговые обязательства (либо обязательства по уплате страховых взносов) в порядке, установленном статьей 81 НК РФ, в том числе уточнить сумму профессионального вычета, уточнить сумму выплат не подлежащих обложению страховыми взносами, тем самым скорректировав базу для исчисления страховых взносов, представить результаты специальной оценки условий труда, если плательщик исчисляет страховые взносы по дополнительным тарифам, погасить задолженность по НДФЛ и страховым взносам, в том числе по страховым взносам на дополнительное социальное обеспечение членов летных экипажей гражданской авиации и отдельных категорий работников организаций угольной промышленности, исчислить НДФЛ и страховые взносы с реально полученных доходов сотрудниками организации, подлежащих налогообложению, и др.

Также в информационном письме плательщику предлагается провести самостоятельную оценку рисков в соответствии с приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@.

Информационное письмо следует направлять заблаговременно — рекомендуется не позднее чем за 1 месяц до даты планируемого проведения заседания комиссии. При этом срок для принятия решения о предоставлении уточненных налоговых деклараций (расчетов по форме 6-НДФЛ, расчетов по страховым взносам), погашения задолженности по НДФЛ и страховым взносам, представления пояснений, причин и обстоятельств, объясняющих наличие основания приглашения на комиссию, устанавливается для плательщика в количестве 10 рабочих дней со дня получения информационного письма.

По истечении установленного срока, в случае непредставления уточненных налоговых деклараций (расчетов по форме 6-НДФЛ, расчетов по страховым взносам), непогашения задолженности по НДФЛ и страховым взносам, непредставления пояснений, в которых приводятся аргументированные причины, объясняющие отсутствие оснований приглашения на комиссию, налоговым органом оформляется уведомление о вызове налогоплательщика по форме, утвержденной приказом ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/189@.

ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОВЕДЕННЫХ АНАЛИТИЧЕСКИХ

И КОНТРОЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

Для рассмотрения на заседании комиссии формируется досье налогоплательщика, в состав которого входят:

— приложения по формам N 18, 1017 к настоящему письму;

— приложения и копии документов, подтверждающие предположительно налоговые нарушения (в том числе, полученные из внешних источников);

— копии информационного письма и уведомления, направленных налогоплательщику;

— иные имеющиеся документы (в том числе пояснения налогоплательщика).

Налоговый орган доводит до членов комиссии информацию о налогоплательщике: учетные данные, среднесписочную численность работников, суммы исчисленных (уплаченных) налоговых платежей, их динамику, причины, послужившие основанием для вызова налогоплательщика на комиссию, а также досье налогоплательщика.

Приложение

Руководителю/ИП

_______________________________________

(полное наименование налогоплательщика,

ФИО индивидуального предпринимателя)

_______________________________________

место нахождения организации/адрес

индивидуального предпринимателя

 

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО

 

УФНС  (ИФНС)  России  по  _______________________,  в рамках исполнения

обязанностей  по  контролю  за  соблюдением налогоплательщиками (налоговыми

агентами,  плательщиками  страховых  взносов)  законодательства о налогах и

сборах в соответствии со статьей 32 Налогового кодекса Российской Федерации

(далее  —  НК  РФ),  проведен  анализ  показателей налоговой, бухгалтерской

отчетности   и   отчетности  по  страховым  взносам,  представленной  Вашей

организацией  (Вами),  а  также  информации  и  документов,  относящихся  к

деятельности  Вашей  организации  (Вашей  деятельности),  полученных в ходе

осуществления мероприятий налогового контроля.

В  результате установлено, что по данным налоговых деклараций по налогу

на  доходы  физических  лиц  за  предыдущий  налоговый  период ____ г. и за

истекший налоговый период ____ г., представленным в  налоговый  орган, Вами

занижена   база   для   исчисления  налога  на  доходы  физических  лиц  от

предпринимательской  деятельности  (высокий  удельный  вес профессиональных

вычетов, занижение выручки от реализации, и пр.). <1>

В  результате установлено, что по данным расчетов по страховым взносам,

представленным в налоговый орган за отчетный  (расчетный)  период ____ г. и

за   аналогичный   отчетный   (расчетный) период предыдущего ____ г., Вашей

организацией (Вами),  возможно,  занижена  база  для  исчисления  страховых

взносов   (низкая   зарплата,   завышены  суммы,  не  подлежащие  обложению

страховыми взносами, занижена численность работников и пр.), не перечислена

(перечислена не в полном объеме) сумма исчисленных страховых взносов, в том

числе  на  дополнительное  социальное  обеспечение  членов  летных экипажей

воздушных судов гражданской авиации, а также отдельных категорий работников

организаций угольной промышленности. <1>

В  результате  установлено,  что  по  данным  расчетов по форме 6-НДФЛ,

представленным   в   налоговый   орган   за   отчетный  (расчетный)  период

____ г.   и    за    аналогичный    отчетный  (расчетный)  период  ____ г.,

Вашей  организацией  (Вами) не перечислена (перечислена не в полном объеме)

сумма  налога  на  доходы  физических  лиц  с доходов, исчисленных в пользу

работников (допущены факты выплаты заработной платы работникам ниже средней

заработной платы по ВЭД, занижена численность работников и пр.). <1>

При  этом  налоговая  нагрузка  (уровень заработной платы) в среднем по

отрасли  составляет  _____%,  налоговая нагрузка (уровень заработной платы)

аналогичных  налогоплательщиков,  состоящих  на  налоговом  учете  в данном

налоговом органе, составляет ____%.

Кроме  того,  в  ходе  мероприятий  налогового  контроля, проведенных в

отношении   Вашей   организации   (Вас),   выявлены   следующие   факты   и

обстоятельства,  которые  могут  свидетельствовать  о нарушении руководимой

Вами       организацией       (Вами)      налогового      законодательства:

___________________________________________________________________________

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 32 НК РФ налоговые органы

обязаны   бесплатно   информировать   (в  том  числе  в  письменной  форме)

налогоплательщиков,  плательщиков  сборов, налоговых агентов и плательщиков

страховых  взносов  о  действующих  налогах,  сборах  и  страховых взносах,

законодательстве  о  налогах  и  сборах  и  о принятых в соответствии с ним

нормативных  правовых  актах,  порядке исчисления и уплаты налогов, сборов,

страховых  взносов,  правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков

сборов,  налоговых  агентов  и  плательщиков страховых взносов, полномочиях

налоговых  органов  и  их  должностных  лиц,  а  также  представлять  формы

налоговых деклараций (расчетов) и разъяснять порядок их заполнения.

Обращаем  внимание,  что  согласно  статье  81  НК  РФ  при обнаружении

налогоплательщиком  (налоговым  агентом,  плательщиком страховых взносов) в

поданной   им  в  налоговый  орган  налоговой  декларации  (расчете)  факта

неотражения  или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к

занижению    суммы   налога   (страхового   взноса),   подлежащей   уплате,

налогоплательщик  (налоговый  агент,  плательщик  страховых взносов) обязан

внести  необходимые изменения в налоговую декларацию (расчет) и представить

в налоговый орган уточненную налоговую декларацию (расчет).

В  связи  с  указанным,  Вам  необходимо  провести  анализ  отчетности,

представленной  за ______________ (период) (уровня выплачиваемой заработной

платы),   в   целях   самостоятельной  проверки  правильности  формирования

налоговой  базы  (базы для исчисления страховых взносов) (отражения убытка,

низкой налоговой нагрузки, заработной платы и др.), учитывая нормы НК РФ.

В  случае  выявления  нарушений  Вам необходимо в срок до _____________

представить  уточненные  налоговые  декларации  (расчеты)  (принять меры по

повышению  заработной  платы  до  уровня  не  ниже среднеотраслевой по виду

деятельности,  официальному  оформлению  трудовых  отношений с работниками,

исчислению налогов и взносов с реально полученных доходов работниками).

Дополнительно  предлагаем  Вам самостоятельно провести оценку рисков по

результатам  своей  финансово-хозяйственной  деятельности  в соответствии с

Общедоступными     критериями    самостоятельной    оценки    рисков    для

налогоплательщиков,  используемыми  налоговыми  органами  в процессе отбора

объектов для проведения выездных налоговых проверок, утвержденными приказом

ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ (с учетом изменений и дополнений).

 

Подпись должностного лица

налогового органа:

___________________________________________

(должность, наименование налогового органа)

___________   _____________________________

(подпись)               (Ф.И.О.)

Телефон:

 

«Информационное письмо получил»

Подпись руководителя организации

(индивидуального предпринимателя,

представителя)

___________   _____________________________

(подпись)              (Ф.И.О.)

 

Обязательный и инициативный аудит – превратим расходы в прибыли! Проконсультируем, поговорим, обсудим, проверим. исправим, поможем!

Кому нужен обязательный аудит:

 

 Организационно-правовая форма или вид деятельностиакционерное общество;
кредитная организация;
бюро кредитных историй;
профессиональный участник РЦБ;
страховая организация;
клиринговая организация;

общество взаимного страхования;

организатор торговли;
негосударственный пенсионный или иной фонд;
акционерный инвестиционный фонд;
управляющая компания акционерного инвестиционного фонда,

Обращение ценных бумагдопущены к организованным торгам
Выручка от продажи  за 2017 годпревышает 400 миллионов рублей
Сумма активов организации на 31.12.2017 по данным бухгалтерского балансапревышает 60 миллионов рублей
Представление (раскрытие) организацией годовой сводной (консолидированной) отчетностипредставляет или раскрывает годовую сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность

 

Кому нужен инициативный  аудит

 Директору –

ошибки в налоговом планировании могут поставить под удар стабильное развитие компании

Просчеты линейных руководителей направления могут поставить под сомнение компетентность руководителя

Необходимо учесть изменения в законодательстве, введенные статьей 54.1 Налогового кодекса

 

Собственникам бизнеса

 Правильно организованный аудит позволит выявить  все тонкие места

Позволит настроить  и перенастроить бизнес с учетом последних изменений законодательства

Выявить взаимозависимость и обратить недостатки ее в плюсы

Главному бухгалтеру

Если что то упустили — мы поправим, поможем исправить, уменьшим потери

ведущий консультант по налогам и сборам

 

Должная осмотрительность при выборе консультанта и аудитора

Должная осмотрительность при выборе консультанта и аудитора

Аудит – единственный способ получения достоверной и объективной финансовой информации. Аудиторское заключение имеет большое значение для компании, которая претендует на высокое место в рейтингах и возможности получения  выгодных контрактов.

Но ценность проверки возрастает в несколько раз. Если ее совместить с проверкой финансовой деятельности, проведенной по методике проверяющих органов. Это позволит совместить полезное – получение аудиторского заключения  с полезным – повышение устойчивости компании. Наши специалисты имеют огромный опыт как проверок, так и сопровождения налоговых проверок. На сайте  Арбитражного суда вы можете встретить фамилии Медведева Александра и Медведевой Татьяны – вы сами проверите наш опыт и проявите должную осмотрительность при выборе консультанта!!!

Проверьте своего консультанта! А ваш консультант  доказал свою компетенцию.

Лучшие налоговые адвокаты  доказывают  свою компетенцию в судах и позволяют сохранить своим клиента огромные суммы!!!

 

Ведь аудиторское заключение сегодня можно получить за сравнительно не большие деньги, но получить реальную пользу от проверки – это вот отличие нашей аудиторской проверки.

Если вам нужна реальная польза от проверки – то вам нужно к нам!!!!

Налог на имущество 2018 год — отмена льгот!!!

При составлении бюджета на следующий финансовый год необходимо учесть сумму  налога на имущество. Московская городская дума не рассматривает поддержку московских организаций и не принимает закон, продолжающего льготный период на территории Москвы. Поэтому необходимо все посчитать и заложить в бюджет на 2018 год.

Наша компания во главе с Медведевым Александром Николаевичем отслеживает законодательство и старается обратить внимание властей на пробелы законодательства . Это дает возможность оптимизации налоговых платежей на год. Но  сегодня нас не услышали!!! Мы приводим Ответ Московской городской думы.

Поэтому не забудьте! Оптимизация налоговых платежей требует нового уточнения. Ответ Думы

Нужна инвентаризация?

Нужна инвентаризация?

Крупнейшая российская компания по независимой инвентаризации ООО «РеалПратнер МТВ» начинает  формирование пакета заказов на проведение независимой инвентаризации 2017-2018 гг.

Проведем  инвентаризацию товаров, складов , офисов, основных средств — все что вы хотите посчитать!!

real-info@auditbt.ru

За другие банки гарантий ЦБ не дает!!!

За другие банки гарантий ЦБ не дает!!!

Центральный банк Российской Федерации (Банк России)
Пресс-служба

107016, Москва, ул. Неглинная, 12
www.cbr.ru

Информация

Об утверждении перечня системно значимых кредитных организаций

В соответствии с Указанием от 22.07.2015 № 3737-У «О методике определения системно значимых кредитных организаций» Банк России утвердил перечень системно значимых кредитных организаций. На их долю приходится более 60% совокупных активов российского банковского сектора.

№ п/пНаименование кредитной организацииРег. №
1АО ЮниКредит Банк1
2Банк ГПБ (АО)354
3Банк ВТБ (ПАО)1000
4АО «АЛЬФА-БАНК»1326
5ПАО Сбербанк1481
6ПАО «Московский Кредитный Банк»1978
7ПАО Банк «ФК Открытие»2209
8ПАО РОСБАНК2272
9ПАО «Промсвязьбанк»3251
10АО «Райффайзенбанк»3292
11АО «Россельхозбанк»3349

13 сентября 2017 года

При использовании материала ссылка на Пресс-службу Банка России обязательна.

 

Налог на имущество-2018. Сенсационные изменения — не пропустите!

Консультация практика! Медведев Александр  предупреждает.

Внимание руководителей и бухгалтеров!

С 1 января 2018 года вносятся изменения в налог на имущество юридических лиц!

Каждый регион сам вправе решать, будет ли у юридических лиц льгота по движимому имуществу

С 1 января субъекты РФ наделены правом устанавливать на своей территории льготу в отношении движимого имущества, принятого с 1 января 2013 года на учет в качестве основных средств (ст. 381.1 НК РФ). Если регион не воспользуется этим правом, то с 2018 года эта льгота на его территории действовать больше не будет.

Изменения предусмотрены Федеральным законом от 30.11.2016 N 401-ФЗ, ст. 2

 58) дополнить статьей 381.1 следующего содержания:

«Статья 381.1. Порядок применения налоговых льгот

С 1 января 2018 года налоговые льготы, указанные в пункте 24 (в части имущества, расположенного в российской части (российском секторе) дна Каспийского моря) и пункте 25 статьи 381 настоящего Кодекса, применяются на территории субъекта Российской Федерации в случае принятия соответствующего закона субъекта Российской Федерации.»

Каждый регион сам решит, будет ли у юридических лиц льгота по движимому имуществу

С 1 января вступают в силу положения НК РФ, которые наделяют субъекты РФ таким правом. Новшество касается движимых объектов, принятых с 2013 года на учет в качестве основных средств.

Сейчас льгота по налогу на имущество распространяется на движимое имущество, принятое с 1 января 2013 года на учет в качестве основных средств, и применяется по умолчанию. По таким объектам юридические  лица не платят налог. Есть исключения: имущество принято на учет в результате реорганизации, ликвидации юридические лица или передачи имущества между взаимозависимыми лицами.

С 2018 года льгота будет действовать на территории тех регионов, которые разрешат это своими законами.

Полномочия для принятия законов, разрешающих льготу, у властей регионов появятся с 1 января 2017 года. В условиях дефицитов региональных бюджетов, полагаем, найдутся субъекты, которые не примут закон о льготе.

Медведев А.Н.

аудитор, налоговый консультант, кандидат экономических наук

Бесплатный семинар Медведева А.Н. по последним изменениям законодательства

Новый учебный год!    Новые проблемы и задачи!

 Уважаемые коллеги!

19 сентября 2017 г. (вторник) в 14.00 по адресу:

Кривоколенный переулок, д. 12, стр. 2, 3-й этаж.

 

Александр Николаевич Медведев проведёт информационный семинар для клиентов по вопросам:

Новая статья 541  НК РФ и Новое в налоговом администрировании. Последние изменения.

 

На семинаре будут рассмотрены вопросы плана и будут рассмотрены индивидуальные вопросы клиентов. Семинар бесплатный для клиентов, у кого заключен действующий договор. Для остальных желающих стоимость семинара – 2 500 рублей (будет выставлен счет).

Просьба регистрироваться заранее.

Наши координаты:

(499) 962-8014,  (495) 983-3576. info@auditbt.ru

Кривоколенный переулок 12, стр. 2 (м. Чистые Пруды, Тургеневская, Сретенский бульвар).

Новая статья в Налоговый кодекс: плюсы и минусы.

Новое в налоговом администрировании

системный анализ  изменений,

тенденций и сложных ситуаций

(советы практика)

 

  1. Федеральный закон РФ от 18 июля 2017 г. № 163-ФЗ: кардинальныеизменения с 19 августа 2017 года в технологии налоговых проверок (статья 541 НК РФ о пределах осуществления прав налогоплательщиками):

— выявление искажений сведений о фактах хозяйственной жизни и об объектах налогообложения (что такое «искажение»?);

— установление деловой цели и реальности всех операций (что такое «деловая цель» и как доказать «реальность»?);

— при этом не может являться самостоятельной претензией   подписание первичных документов неустановленными лицами или неуплата налогов контрагентом.

— толкование  Закона № 163-ФЗ в письме ФНС от 16 августа 2017 г. № СА-4-7/16152@;

— отменяется ли Постановление Пленума ВАС РФ  от 12 октября 2006 г. № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды»?

 

  1. Что необходимо делать:

— формулировать деловую  цель всех  хозяйственных операций и сделок;

—  собирать доказательства реальности хозяйственных операций и сделок;

— однозначно квалифицировать сделки и хозяйственные операции;

— устанавливать взаимозависимость участников сделок и её влияние на результаты сделок;

— проверять договорные цены на соответствие рыночным ценам;

— устанавливать критерии выбора контрагентов.

 

  1. Ответы на вопросы слушателей, разбор конкретных ситуаций.

 

Семинар состоится: 19 сентября 2017 года  с 14-00

«Гора родила мышь» или всё-таки ситуация улучшилась? (Налоговый кодекс дополнен статьей 54.1 –разберёмся вместе!)

Новые законные возможности по оспариваю  претензий налоговиков по работе с «однодневками». Принята  новая статья 54.1 в Налоговом кодексе РФ о пределах осуществления налогоплательщиками прав по исчислению налогов: рекомендации по практическому применению. Если сделка реальна и имеет деловую цель, то претензии налоговиков по однодневкам и подписям на документах не существенны! Но тот факт, что доказательство отдано на откуп налоговой службе — это и хорошо и плохо. Нужно внимательно читать претензии, даже между строк!!!  Доказательство реальности операции – выходит на первый план при защите налогоплательщика. Налоговый консультант в этой ситуации должен быть постоянным консультантом руководителя.

Ставшая в последнее время популярной среди детей   игрушка вертушка-спиннер стала своеобразным символом нашей жизни: крутимся-крутимся и всё впустую.

Примечательна в этой связи история законопроекта № 529775-6. Его первоначальный текст был  внесён в Госдуму 23 мая 2014 г., однако в  совершенно другой редакции  он был принят Госдумой   в первом чтении 15 мая 2015 г.  Затем была пауза до февраля 2017 г., когда работа над этим законопроектом возобновилась,  и в новом формате он был молниеносно принят Госдумой:  во втором чтении — 5 июля 2017 г.,  в третьем (окончательном) чтении – 7 июля 2017 г.

За несколько дней до окончательного принятия данного законопроекта председатель комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров рассказал журналистам о законопроекте, что, в частности, отображено на сайте ТАСС (http://tass.ru/ekonomika/4341779):

Проект № 529775-6

«МОСКВА, 16 июня. /ТАСС/. Законопроект об установлении пределов осуществления прав и исполнения обязанностей налогоплательщиком подготовлен ко второму чтению рабочей группой экспертного совета при комитете Госдумы по бюджету и налогам. Об этом заявил журналистам глава комитета Андрей Макаров.

Он напомнил, что в 2016 году исполнилось 10 лет с момента принятия пленумом Высшего Арбитражного суда (ВАС РФ) постановления о необоснованной налоговой выгоде. «Время доказало действенность, эффективность и справедливость правовых подходов, изложенных в этом документе. Пришло время включить правовую позицию ВАС РФ в Налоговый кодекс», — отметил депутат.

Целью законопроекта является не просто кодификация правил, сформулированных ВАС РФ, касающихся необоснованной налоговой выгоды, а фактически предлагается новый подход к проблеме злоупотребления налогоплательщиком своими правами, учитывающий положительные аспекты наработанной судебной практики, указал парламентарий. «Предлагается максимально уйти от оценочных понятий в Налоговом кодексе и закрепить исчерпывающий перечень оснований, по которым налоговым органом может быть отказано налогоплательщику в праве уменьшать свои налоговые платежи даже при том, что все подтверждающие документы у налогоплательщика в порядке», — подчеркнул он.

«Поправками ко второму чтению, одобренными рабочей группой экспертного совета при комитете, закреплен один из важнейших принципов налогового регулирования — приоритет содержания над формой. При этом неуплата налогов контрагентом налогоплательщика или какие-то несущественные недостатки в оформлении документов, или возможность совершить ту или иную операцию иным образом не должно трактоваться как нарушение налогового закона налогоплательщиком, если будут отсутствовать признаки фиктивности самой хозяйственной операции», — сказал Макаров.

Он считает необходимым сразу же после вступления нового закона в силу обратиться к ФНС с просьбой довести до территориальных органов позицию законодателя и обеспечить мониторинг применения новых норм. «В ходе такого мониторинга экспертам предстоит оценить, насколько правоприменительная практика соответствует целям, задачам и самой концепции нового закона, и в случае необходимости по итогам этой работы авторы проекта готовы будут уточнить его нормы», — сообщил глава бюджетного комитета».
Ожидая закрепления в  Налоговом кодексе РФ «одного из важнейших принципов налогового регулирования» — приоритета содержания над формой, 7 июля 2017 г.  страна получила следующий текст закона «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации»:

 

«Статья 1

Внести в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 31, ст. 3824; 1999, № 28, ст. 3487; 2003, № 22, ст. 2066; № 23, ст. 2174; № 27,
ст. 2700; 2004, № 27, ст. 2711; № 31, ст. 3231; № 45, ст. 4377; 2005,
№ 45, ст. 4585; 2006, № 31, ст. 3436; 2007, № 1, ст. 28; 2008, № 48,
ст. 5500, 5519; 2009, № 30, ст. 3739; № 52, ст. 6450; 2010, № 31, ст. 4198;
№ 48, ст. 6247; № 49, ст. 6420; 2011, № 1, ст. 16; № 27, ст. 3873; № 29,
ст. 4291; № 30, ст. 4575; № 47, ст. 6611; № 49, ст. 7014; 2012, № 27,
ст. 3588; № 31,  ст. 4333; 2013,   № 9, ст. 872;  № 26,  ст. 3207;  № 30,
ст. 4081; № 44,  ст. 5645;  № 52, ст. 6985; 2014, № 14, ст. 1544; № 45,
ст. 6157,  6158; № 48, ст. 6660; 2015, № 1, ст. 15; № 10, ст. 1393; № 18,
ст. 2616; № 24, ст. 3377; 2016, № 7, ст. 920; № 18, ст. 2486; № 27, ст. 4173, 4176, 4177; № 49, ст. 6844) следующие изменения:

1) дополнить статьей 541 следующего содержания:

 

«Статья 541. Пределы осуществления прав по исчислению

налоговой базы и (или) суммы налога, сбора,

страховых взносов

 

  1. Не допускается уменьшение налогоплательщиком налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни (совокупности таких фактов), об объектах налогообложения, подлежащих отражению в налоговом и (или) бухгалтерском учете либо налоговой отчетности налогоплательщика.
  2. При отсутствии обстоятельств, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, по имевшим место сделкам (операциям) налогоплательщик вправе уменьшить налоговую базу и (или) сумму подлежащего уплате налога в соответствии с правилами соответствующей главы части второй настоящего Кодекса при соблюдении одновременно следующих условий:

1) основной целью совершения сделки (операции) не являются неуплата (неполная уплата) и (или) зачет (возврат) суммы налога;

2) обязательство по сделке (операции) исполнено лицом, являющимся стороной договора, заключенного с налогоплательщиком, и (или) лицом, которому обязательство по исполнению сделки (операции) передано по договору или закону.

  1. В целях пунктов 1 и 2 настоящей статьи подписание первичных учетных документов неустановленным или неуполномоченным лицом, нарушение контрагентом налогоплательщика законодательства о налогах и сборах, наличие возможности получения налогоплательщиком того же результата экономической деятельности при совершении иных не запрещенных законодательством сделок (операций) не могут рассматриваться в качестве самостоятельного основания для признания уменьшения налогоплательщиком налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога неправомерным.
  2. Положения, предусмотренные настоящей статьей, также применяются в отношении сборов и страховых взносов и распространяются на плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов.»;

2) статью 82 дополнить пунктом 5 следующего содержания:

«5. Доказывание обстоятельств, предусмотренных пунктом 1 статьи 541 настоящего Кодекса, и (или) факта несоблюдения условий, предусмотренных пунктом 2 статьи 541 настоящего Кодекса, производится налоговым органом при проведении мероприятий налогового контроля в соответствии с разделами V, V1, V2 настоящего Кодекса.».

Статья 2

  1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.
  2. Положения пункта 5 статьи 82 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) применяются к камеральным налоговым проверкам налоговых деклараций (расчетов), представленных в налоговый орган после дня вступления в силу настоящего Федерального закона, а также выездным налоговым проверкам и проверкам полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами, решения о назначении которых вынесены налоговыми органами после дня вступления в силу настоящего Федерального закона».

 

Итак, вместо  ожидаемого закрепления в  Налоговом кодексе РФ  принципа приоритета содержания над формой (уже давно присутствующего в нормативном регулировании бухгалтерского учёта!), мы получили размытый текст, который:

по названию ст. 541  НК РФ вроде как призван установить пределы осуществления прав по исчислению  налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов;

— однако по содержанию весьма далёк от этого.

Но всё-таки некоторые позитивные моменты в налоговом законодательстве всё-таки появились.

Проанализируем текст принятого закона:

 

В п. 1 ст. 541 НК РФ указано, что не допускается уменьшение налогоплательщиком налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни (совокупности таких фактов), об объектах налогообложения, подлежащих отражению в налоговом и (или) бухгалтерском учете либо налоговой отчетности налогоплательщика.

«Не допускается» – это как? Как известно, в российской практике существует запрещение трёх уровней: простое запрещение, строе запрещение и категорическое запрещение. Но это – запрещение. А что такое «не допускается»? Кем не допускается? Как не допускается?

Следующий, видимо  риторический, вопрос: что такое «искажение сведений»?  Кем искажение? Сам налогоплательщик искажает или ему предоставляют искаженные сведения?

Любопытно, что именно на это обстоятельство обращено внимание в Заключении Правового управления Аппарата Совета Федерации ФС РФ от 10 июля 2017 г.:

«Федеральный закон не в полной мере согласуется с основами налогообложения и сборов в части требования формальной определённости налогового обязательства (пункт 6 статья 3 Налогового кодекса).

         Так, неясно, что следует понимать под искажением сведений о фактах хозяйственной жизни в налоговой отчётности. В соответствии с нормами статьи 81 Налогового кодекса налогоплательщик имеет право на неумышленную счётную ошибку в налоговой декларации. Исходя из буквального смысла нового регулирования, любые ошибки могут повлечь отказ в реализации права налогоплательщика на законное уменьшение суммы налога…»

В п. 6 ст. 3 НК РФ установлено, что «акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы, страховые взносы), когда и в каком порядке он должен платить». В очередной раз приходится констатировать, что законодатель нарушает принятые им же основные начала законодательства о налогах и сборах и создаётся ещё одну неопределённость, которой неминуемо воспользуются налоговые органы, получившие в руки ещё одно клеймо для налогоплательщиков: «искажение сведений о фактах и объектах»!

Вместе с тем примечательно, что согласно нового п. 5 ст. 82 НК РФ «доказывание обстоятельств, предусмотренных пунктом 1 статьи 541 настоящего Кодекса, и (или) факта несоблюдения условий, предусмотренных пунктом 2 статьи 541 настоящего Кодекса, производится налоговым органом при проведении мероприятий налогового контроля в соответствии с разделами V, V1, V2 настоящего Кодекса».  Так что налогоплательщики должны твёрдо требовать от налоговиков убедительных доказательств, а не голословных обвинений! Положения нового п. 5 ст. 82 НК РФ применяются к камеральным налоговым проверкам налоговых деклараций (расчетов), представленных в налоговый орган после дня вступления в силу данного закона, а также выездным налоговым проверкам и проверкам полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами, решения о назначении которых вынесены налоговыми органами после дня вступления в силу данного закона. Однако и здесь возникает неопределённость – в Заключении Правового управления Аппарата Совета Федерации ФС РФ от 10 июля 2017 г.: «…такой термин процессуального права как доказывание не согласуется с административными по своему характеру процедурами налогового администрирования, поскольку факта, обладающие свойствами доказательства, должны оцениваться на предмет их допустимости, относимости и достоверности независимым судом в условиях состязательности и равенства сторон. В рамках процедур налогового контроля налоговый орган не доказывает обстоятельства, а излагает своё мотивированное мнение в актах налоговых проверок. Исходя из этого, неясно, какие действия налогового органа в рамках процедур налогового контроля могут определяться как доказывание».

 

В п. 2 ст. 541 НК РФ указано, что при отсутствии обстоятельств, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, по имевшим место сделкам (операциям) налогоплательщик вправе уменьшить налоговую базу и (или) сумму подлежащего уплате налога в соответствии с правилами соответствующей главы части второй настоящего Кодекса при соблюдении одновременно следующих условий:

1) основной целью совершения сделки (операции) не являются неуплата (неполная уплата) и (или) зачет (возврат) суммы налога;

2) обязательство по сделке (операции) исполнено лицом, являющимся стороной договора, заключенного с налогоплательщиком, и (или) лицом, которому обязательство по исполнению сделки (операции) передано по договору или закону.

То есть, если нет искажений сведений о фактах и объектах, то можно уменьшать налоговую базу при наличии одновременно (т.е. согласно словарю русского языка – «в одно время») двух условий, каждое из которых требует специального анализа:

 

Во-первых, основной целью совершения сделки (операции) не являются неуплата (неполная уплата) и (или) зачет (возврат) суммы налога.

Согласно ст. 2 ГК РФ целью предпринимательской деятельности является получение прибыли, а у каждой сделки (операции) – своя собственная цель (продать что-нибудь ненужное, купить что-нибудь нужное и т.д.), которая, видимо и является основной целью – в любом случае налогоплательщик должен обосновывать эту цель:

— деловой целью сделки должна быть конкретная разумная хозяйственная цель, а не налоговая экономия (постановление ФАС Уральского округа от 2 августа 2005 г. по делу № Ф09-3217/05-С7);

— существование разумных экономических и иных причин (деловой цели) для применения спорных договоров должен доказывать налогоплательщик (постановление ФАС Дальневосточного округа от 17 марта 2011 г. №  Ф03-525/2011).

Таким образом, налогоплательщикам по-прежнему придётся отбиваться от типовых претензий налоговых органов: «По мнению налогового органа, единственной целью заключения спорных договоров было получение необоснованной налоговой выгоды путем применения налогового вычета по налогу на добавленную стоимость» (из постановления АС Волго-Вятского округа от 1 марта 2017 г. по делу № А43-30681/2015). Целью экспорта, оказывается, также может быть только получение налогоплательщиком  «необоснованной налоговой выгоды в результате реализации пиломатериалов на экспорт с применением налоговой ставки ноль процентов и последующего возмещения НДС из бюджета» (из постановления АС Волго-Вятского округа  от 10 мая 2017 г. по делу № А28-5553/2016).

 

Во-вторых, обязательство по сделке (операции) исполнено лицом, являющимся стороной договора, заключенного с налогоплательщиком, и (или) лицом, которому обязательство по исполнению сделки (операции) передано по договору или закону.

За этой мудрёной фразой скрывается вполне конкретное условие – условие реальности сделки (операции), т.е. сделка (операция) должна быть реально исполнена исполнителем (подрядчиком, поставщиком и т.п.). Именно на реальность обращено внимание в письме ФНС от 23 марта 2017 г. № ЕД-5-9/547@, а также в  Определении ВС РФ от 15 июня 2017 г. № 305-КГ16-19927 по делу № А40-230712/2015.

 

Вместе с тем принципиальным является п. 3 ст. 541 НК РФ, которым установлено: «В целях пунктов 1 и 2 настоящей статьи подписание первичных учетных документов неустановленным или неуполномоченным лицом, нарушение контрагентом налогоплательщика законодательства о налогах и сборах, наличие возможности получения налогоплательщиком того же результата экономической деятельности при совершении иных не запрещенных законодательством сделок (операций) не могут рассматриваться в качестве самостоятельного основания для признания уменьшения налогоплательщиком налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога неправомерным».

Частично воспроизводя текст  п. 4 постановления Пленума ВАС РФ  от 12 октября 2006 г. № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды», законодатель всё же пошёл дальше, чётко и недвусмысленно сформулировав важные обстоятельства, которые не могут рассматриваться в качестве самостоятельного условия для  отказа налогоплательщикам в уменьшении налоговых баз:

— подписание первичных учетных документов неустановленным или неуполномоченным лицом,

— нарушение контрагентом налогоплательщика законодательства о налогах и сборах.

Пожалуй, это и есть самое ценное в этом законе!

Скоро налоговики уже не смогут огульно отказывать налогоплательщикам в вычетах НДС и признании расходов при исчислении налогооблагаемой прибыли только потому, что:

— документы подписаны неизвестно кем (см., в частности, Определение ВС РФ от 6 февраля 2017 г. № 305-КГ16-14921 по делу № А40-120736/2015);

— или контрагент не уплачивает налоги (при этом по месту его регистрации налоговый орган никаких претензий почему-то не предъявляет (см., в частности, постановление ФАС Поволжского округа от 30 июля 2013 г. по делу № А55-28658/2012).

Ждём одобрения данного закона Советом Федерации и подписания его Президентом Российской Федерации – закон вступит в силу  по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.

Окончательную оценку нововведениям даст практика, которую мы должны активно создавать,  креативно используя новые положения НК РФ и не давая возможности налоговым органам их извращать против налогоплательщиков.