Как налоговики понимают «налоговую реконструкция» исходя из письма ФНС от 10 марта 2021 г. № БВ-4-7/3060@?

На днях приехали в налоговую инспекцию и сразу нам  вопрос: «Вы согласны на налоговую реконструкцию? Тогда несите свой расчёт и подтверждающие документы».

Вот так налоговики понимают  налоговую реконструкцию, которую должен производить сам налогоплательщик, сам при этом себя штрафуя! И даже верёвки со склада не выдадут.  

Несмотря на то, что согласно п. 6 ст. 108 Налогового кодекса РФ  установлено:

  • лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения;
  • обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы,

В письме ФНС от 10 марта 2021 г. № БВ-4-7/3060@ «О практике применения статьи 54.1 Налогового кодекса Российской Федерации» утверждается, что на налогоплательщика возлагается бремя доказывания:

  • размера документально не подтвержденных операций с лицом, осуществившим фактическое исполнение по сделке (п. 10 письма);
  • стоимости приобретённых товаров (работ, услуг) (п. 17.2. письма)

Однако Конституционный суд РФ неоднократно указывал, что  налоговый орган должен определить   действительный  размер налоговых обязательств налогоплательщика (см., в частности, Определения Конституционного суда РФ от 27 февраля 2018 г. № 526-О,  от 25 ноября 2020 г. № 2823-О, от 26 февраля 2021 г. № 185-О и др.)

В решении АС Нижегородской области от  9 апреля 2021 г.  по делу № А43-1238/2020 (оставлено без изменений постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 22 октября 2021 г.) констатируется, что выявление налоговым органом недобросовестных налогоплательщиков не снимает с налогового органа обязанностей по определению действительного размера налоговых обязательств налогоплательщика.

Таким образом, ненормативное  письмо ФНС от 10 марта 2021 г. № БВ-4-7/3060@ не может возлагать на налогоплательщиков не предусмотренные Налоговым кодексом РФ обязанности – более того, ФНС в данном письме фактически перекладывает свои обязанности на налогоплательщиков!

При этом следует отметить, что  в постановлении АС Уральского округа  от 24 августа 2021 г.  по делу  № А07-21389/2020 (оставлено в силе Определением Верховного суда РФ от 15 декабря 2021 г. № 309-ЭС21-23828) констатируется: «Ссылка заявителя на письмо ФНС  России от 10.03.2021 № БВ-4-7/3060@ судом апелляционной инстанции не  принята во внимание, поскольку данное  письмо не обладает признаками нормативного  правового акта и не  является обязательным для суда, рассматривающего спор».

Как налоговики понимают «налоговую реконструкция» исходя из письма ФНС от 10 марта 2021 г. № БВ-4-7/3060@?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх